«Зеркало времени Великая Отечественная война!» сценарий вечера памяти для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель Ушакова Н.Б.

Муниципальное автономное дошкольное 

образовательное учреждение 

детский  сад № 62 города Тюмени

 МАТЕРИАЛ

 МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

ГОРОДСКОГО ФЕСТИВАЛЯ 

«ДОШКОЛЬНИКАМ О ВОЙНЕ»

Музыкального руководителя

Ушаковой Натальи Борисовны

Тюмень, 2022г.

«Эта память – верьте, люди, —
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем, —
Вновь придёт война!» 

Р. Рождественский

«Зеркало времени: Великая Отечественная война!»

сценарий  вечера памяти для детей подготовительной группы

Цель:

Познакомить детей с героями Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Формировать  нравственные основы патриотических чувств, любви к Родине, чувства гордости за нашу страну.
  2. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей через выполнение заданий, танцевальных движений.
  3. Приобщать к музыкальному искусству военного времени посредством музыкального репертуара.

Оборудование и материал:

Проектор, обруч, обтянутый фольгой «зеркало времени». Подарки для гостей. Игрушечный утёнок, посылочные ящики- 2 штуки, вязаные шарфы – 2 штуки, носки- 2 пары, мыло – 2 штуки, коробочки с надписью: « табак» — 2 штуки. Игрушечные патроны, солдатская сумка, дуги для подлезания. Музыкальный материал по сценарию. «Письмо – треугольник» – 2 штуки, фонарик, 4 обруча; гречневая крупа, тазик детский – 2 штуки, столовые ложки – 2 штуки; коробка – звезда с Георгиевскими ленточками.

Действующие лица:

Ведущий- взрослый

Сергей Алёшкин- ребёнок

Дети танцевальной группы в военной форме.

Дети в довоенных костюмах для инсценирования стиха.

       Зал празднично оформлен. С правой стороны зала проектор. На слайде надпись: «Героям слава!». В глубине зала стоит «зеркало времени». В зале сидят гости: дети войны, труженики тыла. Дети с подарками входят в зал под песню « Марш Победы» М. Старокадомского, образуя полукруг.

На экране слайд №1 «Слава героям!»

Ведущий:

Пока мы живы, помнить будем,
Что в детстве к нам пришла война,
Мы никогда не позабудем,
Что детство отняла она…

…Когда над Родиной набатом
Беда качнула небосвод,
Отец мой стал простым солдатом,
В тот страшный 41-ый год…

Здравствуйте!

Сегодня в гостях у нас дети войны, труженики тыла! Эти дедушки и бабушки были юными, когда на нашу страну напали полчища немецких фашистов и весь наш народ, от мала до велика, встал на защиту своей любимой Родины. Мы поздравляем всех с большим светлым праздником: Днём Победы! 

Ребёнок:

Был месяц май, была весна, 

Когда закончилась война. 

И каждый год мы День Победы отмечаем, 

И вас сегодня с улыбкой поздравляем.

Дети вручают гостям подарки. Дети остаются на местах. Ведущий подходит к «зеркалу времени».

Ведущий:

Посмотрите, перед нами «зеркало времени». «Зеркало времени» может нас перенести в будущее или прошлое время. Чтобы оказаться в далёком 1941 году, нужно пройти через «зеркало времени». Вы готовы побывать в прошлом? Ответ детей.

Под песню Е. Плотниковой «О той весне» дети проходят через «зеркало времени» и занимают свои места. Когда последний ребёнок проходит через «зеркало времени», музыку сменяют звуки выстрелов, разрывы бомб.

На экране слайд №2 «22 июня. 1941год!»

Ведущий:

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва,

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Голос уверенно- строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

Звучит музыка песни « Синенький платочек» Е. Петербургского, Я. Галицкого.

Исполняется индивидуальный танец «Прощание» 

Вот что сказал поэт Муса Джалиль маленькой девочке, напоминавшей ему дочку, перед уходом на фронт:

На экране слайд №3 «Прощание солдата»

 «Ты прощай, моя умница,

Погрусти обо мне.

Перейду через улицу —

Окажусь на войне.

Если пуля достанется —

Тогда не до встреч.

Ну, а песня останется —

Постарайся сберечь…»

На экране слайд №4 «У войны, не детское лицо»

 А враг все продолжал захватывать нашу землю, бомбил наши города и сёла. Во время вражеских налетов людям было страшно, они прятались в бомбоубежищах — подвалах, подземных укрытиях, станциях метро. Взрослые брали с собой самое необходимое — одежду, еду, питье, а дети — игрушки.

Инсценировка стихотворения «Утёнок из ваты»

Действующие лица:

Ведущий

Мама 

Дочка

Дети одеты в костюмы военного времени. 

Мама:

Куда ты, дочка, собралась?

Ведь скоро прилетят!

Дочка:

Ой, мама, я на этот раз,

Забыла про утят.

Тот, самый маленький один

Под бомбу бы не угодил!

Мама:

Здесь ватный твой утёнок, тут,

Возьми и береги,

Уже зенитки наши бьют,

В убежище беги!

Ведущий:

Они спускаются во тьму,

Пока дадут отбой,

И шепчет девочка ему…

Дочка:

Не бойся, я с тобой!

Ведущий:

Фашисты наступали, и тогда детей постарались увезти подальше от войны, в тыл. Потянулись эшелоны с детскими садами и школами в Сибирь и на юг нашей страны. Дети уезжали, а мамы оставались. Обнимали и целовали своих детей на прощание.

Мальчик синеглазый, веточка моя,

Так ещё ни разу не грустила я.

Тронутся вагоны через пять минут.

В первом эшелоне детский сад везут.

Дети страшных сказок слушать не должны,

Грохота фугасок, топота войны.

Вас везут на Каму, дальше на восток.

Ты почаще маму вспоминай, сынок.

На экране слайд №5 «Всё для фронта! Всё для победы!»

Ведущий:

В тылу женщины и дети продолжали работать и учиться. Каждый помогал фронту по- своему: вязали тёплые вещи, убирали урожай с полей, писали дорогие слова солдатам, собирали фронтовые посылки.  

Что дети могли положить в посылку солдатам? Ответ детей.

Сейчас мы попробуем собрать  солдатские посылки.

Проводится эстафета «Кто быстрее соберёт посылку на фронт»

Участвуют команды по шесть человек каждая. Участники держат в руках по одному предмету: вязаные рукавицы, шарф, носки, кусок мыла, коробочку (или кубик) с надписью: «Табак», письмо. На расстоянии 4— 5 метров от команд стоят посылочные ящики. Дети по очереди подбегают к ним и складывают вещи. Побеждает команда, первая выполнившая задание.

На экране слайд №6 «Фронтовые концерты в госпитале»

Ведущий:

       По всей стране открывались госпитали, где лечили раненых солдат. И первыми помощниками, санитарами были дети. Они ухаживали за больными, писали за тяжелораненых письма домой, устраивали для бойцов концерты. Ведь с музыкой любая боль легче переносится.

Ребёнок:

Что с ногами, не пойму,

Вправо-влево носятся,

Спеть частушки для бойцов

В пляс задорный просятся.

Исполняются  частушки военной тематики.

На экране слайд №7 «Дети полка»

Ведущий:

В действующей армии не редко можно было увидеть детей в военной форме. Их называли «Дети полка». Родители этих детей погибли на войне, и армия воспитывала их как большой и дружной семье. 

Ребёнок:

Янтарные рассветы и закаты,

И свежесть леса, и речная гладь…

Чтоб радовались этому ребята,

Войны Отечественной солдаты

Умели за Отчизну постоять.

Ребёнок:

И в сорок первом,

И в сорок пятом

Шли в бой они,

А рядышком порой

Шагал парнишка,

Сверстник наш, наверно.

Еще мальчишка,

Но уже герой!

Под музыку выходит солдат Сергей Алёшкин.

Сергей:

      Я — Сергей Алёшкин – самый маленький солдат военного времени. В 6 лет остался без родителей и старшего брата. С сентября 1942 года  помогал нашим солдатам в партизанском отряде: доставлял патроны, медикаменты, еду. По окончанию войны был награждён двумя медалями « За отвагу и боевые заслуги!». Окончил суворовское училище.  Вам предлагаю поиграть, свою удаль показать!

Проводится эстафета «Доставь патроны».

Участвуют двое детей. Каждый играющий складывает патроны (кубики) в военную сумку, надевает ее через плечо, проползает по-пластунски под тремя палками, закрепленными на высоте 20 см, и кладет сумку с патронами на куб. Побеждает участник, первым доставивший патроны.

Проводится игра « Подели крупу»

Участвуют две команды по двое детей. Перед детьми стоит чаша с крупой и котелками. Нужно, с помощью солдатской ложки, поделить крупу поровну, так чтобы никто не остался голодным. (Обоснование ответа).

Звучит мелодия песни  « О той весне». Дети возвращаются в настоящее время, проходя через «зеркало времени». Занимают свои места в зале.

На экране слайд №8 «Пионеры-герои»

Ребенок:

Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь…

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

Ребенок:

И кажется, снова в борьбе и походе

Сегодня в рядах своих верных друзей

Голиков Леня, Дубинин Володя,

Котик, Матвеева, Зверев, Казей.

На экране слайд № 9 «Лёня Голиков»

Ведущий:

     Пионеры- герои! Подростки, которые помогали приблизить нашей армии победу. Лёня Голиков был награждён медалями «За проявленное мужество и героизм». Юный герой-партизан участвовал в 27 боевых операциях. Им уничтожено 78 фашистов, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно — фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. 13 августа 1942 г., он подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин. 24 января 1943 г. в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Юный герой представлен к званию Герой Советского Союза посмертно.

Незабвенные герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Ребенок:

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ребенок:

Дети войны – и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы,

На челках детских седые волосы.

Дети войны – и боль отчаянная

И сколько надо им минут молчания.

На экране слайд №11  «Вечный огонь»

Объявляется минута молчания.

Исполняется песня А. Филиппенко Д. Чибисова «Вечный огонь» Стоят.

На экране слайд №12  «Победа! Дети! Весна!»

Ведущий:

Спать легли однажды дети —

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете —

В окнах свет, и нет войны!

Ребенок:

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налётов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Ребенок:

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы:

С фронта едут, едут, едут

Наши деды и отцы!

Звучит песня Б. Савельева, М. Пляцковского « Пусть всегда будет солнце»

Исполняется танец с голубями и шарам.  Стоят.

На середину зала выходит гость. В руках держит коробку в виде звезды. 

Ребёнок войны:

Дорогие наши дошколята! В руках у меня непростая коробка. Это коробка- звезда.  Это звезда непростая, такими звёздами награждали героев в военные времена. Давайте посмотрим, что находится внутри. Открывает коробку. 

Это Георгиевские ленточки! В канун празднования Дня Победы люди надевают Георгиевские ленты в знак памяти о героическом прошлом. Мы — дети войны, предлагаем вам присоединиться ко всем людям нашей страны.

На экране слайд №13  «Парад Победы с людьми, на груди которых Георгиевские ленточки»

 Звучит песня Д. Тухманова, В. Харитонова «День Победы». Гости надевают дошколятам Георгиевские ленточки. Дети фотографируются и выходят из зала.

Список литературы.

https://krasivozamuzh.ru/prazdniki/stsenarii-na-den-pobedy-9-maya
https://www.maam.ru/obrazovanie/scenarii-9-maya
https://knigogid.ru/authors/83946-m-yu-kartushina/books
  1. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». М.- АРКИ, 2013. (Развитие и воспитание дошкольника).
  2. Сборник «Поют малыши» Выпуск 8- К., 1992.
  3. Сборник «Музыка в детском саду» Выпуск 4- М., 1993
25 марта, 2022 by